intraportal.ru

Рынок металлов: коррекция

18 ноября 2009 17:06

Летом 2007 г. стало ясно, что рынок металлургической продукции как в России, так и во всем мире явно был «перегрет». Если продолжать пользоваться терминами фондового рынка, то сейчас идет процесс его коррекции к более разумным значениям. К снижению цен подталкивает отнюдь не сезон отпусков в Европе и Соединенных штатах, как бывало ранее. В США налицо признаки национального кризиса ипотеки и жилищного строительства, а следовательно, и спроса на металл. Но и это для нашей металлургии уже не принципиально. Она все менее направлена на экспорт.

Cейчас наибольшее влияние на стальной рынок оказывают развивающиеся страны с их растущей металлургией, строительным бумом и - отсутствием отпусков. Очень заметен в последние годы рост потребления металлопродукции в группе нефтедобывающих стран, например, в Иране. Но главное - рост стального потребления в России, прогнозируемый по итогам 2007 г. на уровне 112-114% (как в Китае). Все это вполне может возместить все виды экспортных (по тоннажу) потерь.

Однако, в отличие от лета 2006 г., внутренний рынок России оказался к спросу более подготовленным и даже «переподготовленным». Кроме прироста отечественного выпуска стальной продукции, постарались и импортеры. Тем более, что избыточные металлургические производства совсем рядом - на Украине, в Молдове (Приднестровье), Турции, Китае и т. д.

Никакого летнего взлета цен на стальную продукцию в этом году нет. Склады металлоторговли переполнены товаром, и требуется серьезная реклама для ее реализации. Логотип ОАО «Металлсервис», например, кроме топ­баннера MetalTorg.ru, стал появляться на телевидении.

Ввиду спада цен, вслед за торговлей двинулись вниз и прейскурантные цены меткомбинатов. Об упущенных летних выгодах металлургам особо страдать не приходится: средние цены на стальную продукцию заметно выросли, чем год назад. В итоге полугодовая чистая прибыль «Северстали» по РСБУ на 61,2% выше, чем годом ранее, а аналогичные прибыли Магнитогорского металлургического комбината - выше на 68%. Даже экспортные поставки российской металлургии, упавшие по объему в первом полугодии 2007 г., одновременно выросли по стоимости на 41,6%. Впрочем, это экспорт с учетом продукции цветной металлургии.

Этой отрасли российской металлургии летом 2007 г., казалось бы, можно погрузиться  в разочарование. Особенно производителям никеля, с мая подешевевшего на треть. Однако вспомним, как дорожал этот металл в последние годы! А также то, что цены на другую продукцию цветной металлургии (медь, алюминий) выросли и застабилизировались на очень высоком уровне. Итог этой конъюнктуры наилучшим образом характеризуют финансовые показатели «Норильского никеля». Его чистая прибыль по РСБУ за II квартал 2007 г. выросла (по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года) на 72%. А полугодовая чистая прибыль - в 31 раз!

Менеджеры «Норникеля» давно выступали против излишних цен на свою продукцию. Они обоснованно опасаются снижения потребности на никель, так что долгожданная коррекция цен оказывается весьма кстати. Если характеризовать состояние российской металлургии в целом, то хочется использовать заголовок статьи в немецкой газете Frankfurter Allgemeine от 30 июля. Она называется «Тревожная нормальность России». В части российской металлургии первое слово можно не читать. Запас прочности отрасли и ее конкурентоспособность это вполне позволяют.


К списку проектов




Rambler's Top100