intraportal.ru

Возможности по экспорту зерна выросли благодаря инвестициям в инфраструктуру

14 января 2010 10:53

Ранее было широко распространено предположение, что максимальное количество зерна, которое можно экспортировать из Венгрии составляет 250-300 тыс. т или 3,5-4,0 млн. т в год, говорится в отчете, опубликованном Иностранной сельскохозяйственной службой при Минсельхозе США. Венгрия не имеет выхода к морю, а транспортировку зерна до портов сдерживали логистические проблемы.

Но в сезоне 2006/2007 венгерские экспортеры смогли вывезти больше 8,0 млн. т. Благодаря активным инвестициям в инфраструктуру экспортные возможности Венгрии повысилась, но узкие места все еще остаются.

Железнодорожный транспорт.
Большинство венгерских элеваторов отгружают зерно только автомобильным транспортом. Из 475 хранилищ лишь 148 являются линейными. Номинальная мощность элеваторов по загрузке вагонов составляет 17 450 т в час, что равно 8,6% от суммарной мощности.
Помимо отсутствия ж/д путей у большинства элеваторов, перевозки зерна железнодорожным транспортом ограничиваются плохим состоянием парка зерновозов. Трейдеры и венгерская железнодорожная компания MAV арендуют зерновозы в соседних странах, но в пиковый период перевозок зерна количество свободных вагонов мало. Продолжительность перегона вагонов-зерновозов даже из близко расположенных стран (Италия, Греция) и обратно может занимать недели.
Правительство Венгрии планирует модернизировать ж/д транспорт, передав подразделение MAV, MAV-Cargo, в частные руки. Еврокомиссия одобрила покупку MAV-Cargo австралийской компанией Rail Cargo Austria в ноябре нынешнего года. По ожиданиям трейдеров, новый владелец будет инвестировать в развитие экспортной инфраструктуры.
В 2007/2008 МГ доля перевозок зерна ж/д транспортом в общем объеме экспортных перевозок уменьшилась до 22% по сравнению с 27% в сезоне 2006/2007. Высокие цены на зерно, развитие инфраструктуры и более широкий охват регионов страны сделали автомобильный транспорт более конкурентоспособным, чем железнодорожный. В нынешнем сезоне, невзирая на понижение цен на зерно, ситуация остается прежней. Стоимость транспортировки зерна ж/д и автотранспортом на 1000 км равна 45-50 евро за тонну.
Автомобильный транспорт.

За последние десять лет дорожная система Венгрии значительно улучшилась, в т.ч. таможенные пункты на границе с другими странами. Рост количества грузовых машин, предназначенных для перевозки зерна, шел быстрее, чем парк зерновозов или флот речных сухогрузов. Сейчас предложение по перевозкам зерна автомобильным транспортом превышает спрос, что удерживает стоимость перевозок на низком уровне.
Из-за высоких цен на зерно и активного вывоза венгерского зерна и муки в Румынию и другие соседние страны, доля перевозок зерна автотранспортом в общем объеме экспортных перевозок выросла до 54,7%. В нынешнем сезоне, невзирая на низкую стоимость перевозки, доля автотранспорта уменьшится из-за снижения спроса на венгерское зерно и невысоких цен.
Номинальная мощность элеваторов по загрузке автотранспорта составляет 180 850 т в час или 89% от суммарной мощности.
Хранение зерна.
В период вступления в ЕС в 2002-2004г. Венгрия сделала значительные инвестиции в модернизацию элеваторов, а также в 2005г. и 2006г., когда в стране были накоплены огромные запасы зерна в интервенционном фонде.
Фермеры, перерабатывающие и торговые компании также расширили мощности по хранению зерна благодаря финансовой поддержке со стороны Евросоюза и привлекательной плате, выплачиваемой за хранение интервенционного зерна.
Суммарная мощность хранения венгерских элеваторов увеличилась с 8,3 млн. т в 2002г. до 14,4 млн. т в 2007г. Ожидается, что в 2008г. она составит 18,0 млн. т.
Большая часть хранилищ расположена в крупнейших зернопроизводящих районах и близко к транспортным артериям, в т.ч. к Дунаю.
Но быстрое развитие инфраструктуры таит в себе небольшие проблемы. Только 19% (2,5 млн. т) суммарной мощности составляют элеваторы емкостью выше 50 тыс. т. Большинство хранилищ могут вместить 10-50 тыс. т зерна, 25% - не более 10 тыс. т. Небольшим элеватором сложно сформировать экспортные партии зерна с однородным качеством.
Еще одной проблемой является тип хранилищ. Бетонные вертикальные силоса имеет незначительное количество элеваторов, 5% (650 тыс. т) от суммарной мощности,  металлические силоса - 13% (1,9 млн. т). Большинство хранилищ представлены бетонными складами напольного хранения. Затраты на строительство и эксплуатацию таких хранилищ относительно низкие, но операции с зерном (разгрузка, проветривание, обеззараживание зерна, зараженного вредителями хлебных запасов и т.д.) проводятся медленнее и тяжелее. Срок хранения зерна на складах напольного хранения короче, чем в силосах.
В большем количестве хранилищ применяется устаревшая технология загрузки и разгрузки зерна. Напольные хранилища используют, в основном, передвижные машины, а не транспортеры. В некоторых хранилищах отсутствует оборудование для проветривания зерна.

Другие факторы, влияющие на экспорт зерна.
В последние два сезона на экспорт зерна, помимо развития инфраструктуры, влияли и другие факторы. Пока непонятно, в какой степени эти факторы и их изменение повлияют на рынок зерна в нынешнем сезоне.
Большие запасы. В 2006/2007 МГ в Венгрии был накоплен огромный интервенционный запас зерна. 01 июля 2007г. в интервенционном фонде хранилось 2,2 млн. т венгерской кукурузы или 90% от общего количества интервенционного зерна. В 2007/2008 его удалось продать, и к 18 декабря 2008г. в венгерских хранилищах осталось 17,5 тыс. т зерна. Запасы зерна у сельхозпроизводителей в нынешнем году выше, чем в прошлом.
Колебания цен. В 2006/2007 МГ и 2007/2008 МГ цены на зерно не уменьшились после уборки, а, наоборот, выросли. Но в нынешнем сезоне фермеры не воспользовались высокими ценами до уборки и были не готовы к снижению цен после нее.
Спрос на перевозки. Из-за достаточного количества зерна во всех районах страны спрос на перевозки небольших партий зерна внезапно упал по сравнению с предыдущими двумя сезонами.
Затраты на перевозки. Транспортные компании извлекли выгоду из высоких цен на зерно в прошлом сезоне. Аренда импортных вагонов и использование речных судов с неполной загрузкой стали экономически целесообразными. В нынешнем сезоне низкие цены на зерно не покроют затраты на пробег порожнего вагона из соседних с Венгрией стран. Не выгодно также использовать речные суда для перевозки несудовых партий зерна.
Текущая ситуация на рынке зерна.
В нынешнем сезоне Венгрия собрала 15,5 млн. т зерна. Благодаря щедрому урожаю внутренние цены на зерно упали значительно ниже цены закупки в интервенционный фонд, равной 101,3 евро/т.
К 18 декабря объем зерна, который венгерские фермеры предложили к поставке в интервенционный фонд, составил 88,8 тыс. т, в т.ч. кукурузы - 56,2 тыс. т.
Чтобы снизить давление избытка зерна на рынок, правительство Венгрии закупило 200 тыс. т пшеницы. Но это количество слишком мало, чтобы оказать заметное влияние на стоимость зерна. Помимо того, предложенная схема кредитования сельхозпроизводителей не будет эффективной из-за мирового финансового кризиса.
В ближайшее время не стоит ожидать роста мощностей по производству биоэтанола. Сейчас в стране действует один завод по производству биоэтанола, который потребляет около 1 млн. т кукурузы в год. Еще два завода по производству биоэтанола находятся на стадии строительства.
Ситуация на внешнем рынке сложилась неблагоприятно для экспортеров венгерского зерна. Объем экспорта зерна в нынешнем сезоне будет ниже прошлогоднего, невзирая на хороший урожай.

Оперативные сводки новостей с российского и зарубежного рынка зерна, таможенная статистика экспорта, обзор цен на горох, пшеницу, рожь, ячмень.


К списку проектов




Rambler's Top100