Намазано медом
16 апреля 2010 21:57Рынок продукции пчеловодства в России находится на стадии становления, и эффективность его работы в значительной степени будет зависеть от государственной поддержки. Российское пчеловодство обладает потенциалом, который позволит ему вписаться в мировой рынок. Господдержка нужна и для гарантированного сбыта продукции под определенные договоры и программы, и для формирования отечественного продовольственного рынка . При этом нужно обеспечить паритет цен на пчеловодную и промышленную продукцию. Рынку пчеловодства свойственны несколько особенностей.
Во-первых, зависимость производства продукции (особенно маток и семей в пакетах) от погодных условий, что ограничивает контроль товаропроизводителя за ее количеством и качеством. Во-вторых, наличие гарантированного спроса на пчеловодную продукцию, так как она удовлетворяет самые насущные потребности населения. Однако нужно расширять ассортимент, развивать производство новых, пользующихся спросом товаров, чтобы повысить конкурентоспособность и найти новые источники дохода. В-третьих, повышающийся спрос не только на мед, но и на композиции из продуктов пчеловодства (мед с добавлением цветочной пыльцы, мед с маточным молочком, мед с прополисом и т.д.) требует создания современной индустрии их переработки, которая пока развита очень плохо. В-четвертых, концентрация потребления пчеловодной продукции в городах, особенно в крупных, вызывает необходимость ее сбыта через различных посредников. Это приводит к потере значительной доли дохода товаропроизводителей. Для участия России в международном рынке меда необходимо внутренние организационно-экономические меры по развитию рыночных отношений в пчеловодстве привести в соответствие международным требованиям.
1. Российское пчеловодство обладает потенциалом, который в принципе позволяет нам плавно вписаться в мировой рынок. Наша страна производит 4% мирового меда и в последние годы уверенно делит вместе с Украиной и Индией 6-8 место в списке крупнейших его производителей.
2. За годы реформ в отрасли произошли не только количественные, но и принципиальные качественные сдвиги. Производство меда увеличилось на 10-20%, хотя число семей пчел сократилось на треть. Изменился баланс сил: лидирующие позиции занял частный сектор, далеко на задний план, отодвинув общественный и государственный. Налицо признаки быстрой капитализации отрасли. На рынок вышли десятки частных компаний, действующих в сфере оптовых закупок, переработки, фасовки и торговли медом; производства пчеловодного инвентаря, маток и пакетов пчел, препаратов для борьбы с болезнями пчел; терапевтических и косметических средств и другой продукции. В целом это мелкие компании, оперирующие в условиях жесткой бизнес среды.
3. Российский рынок меда становится все более конкурентным, а его насыщенность продукцией, не находящей спроса, начинает прижимать закупочные цены на мед к мировым. Этому способствует и ввоз дешевого меда из стран ближнего и дальнего зарубежья. В результате отечественные пчеловоды сталкиваются с растущими трудностями сбыта продукции.
4. Отдельные компании, которым стало тесно на внутреннем рынке продуктов пчеловодства, уже вышли на мировой рынок или заявляют о готовности к этому шагу. Они налаживают и расширяют контакты с зарубежными партнерами, вступают в международные организации, строят современные лаборатории и т.д. Это говорит о том, что отрасль начинает подтягиваться к мировым стандартам и выходить на новый уровень международного торгово-экономического, технологического и другого сотрудничества.
5. Наметилась тенденция увеличения вывоза меда. Если десят лет назад он не превышал 150 т в год, то в январе-августе 2005 г. только в США было поставлено 454 т. Это, конечно же, позитивная для отечественной отрасли тенденция. Конечно, по мировым меркам этот объем поставок – очень маленькая величина. Россия по-прежнему уступает другим странам развитого пчеловодства по таким показателям, как часть вывоза меда в объеме его национального производства (около 1%) и часть страны в мировом медовом экспорте (около 0,1%). У Аргентины, например, эти показатели составляют 95 и 25% соответственно.
6. Розничная торговля развесным медом во многих странах ограничена по санитарным и другим соображениям. Например, в США еще в 1985 г. 74% столового меда сбывалось через супермаркеты. Этот продукт пчел все более остро конкурирует с другой сладкой продукцией не на ярмарочных и рыночных прилавках, а на полках магазинов.
7. Продажа товара через крупные продовольственные сети предъявляет более высокие требования к его качеству, внешнему виду и другим характеристикам, нежели продажа на обычном рынке. Поэтому участники медовой индустрии вынуждены тратить все больше средств на проведение анализов меда, рекламу его как полезного, натурального и экологически чистого продукта и его продвижение к потребителю. Связанные с этим расходы неизбежно ведут к удорожанию меда и, как следствие, к понижению его конкурентоспособности по сравнению с другими «подсластителями»: джемами, вареньем, концентрированным виноградным соком и т.д.
8. Наш медовый рынок имеет сейчас все признаки рынка «непрозрачного» и «неорганизованного». Отсутствуют маркетинговые исследования, социальные вопросы и другие «замеры», которые могли бы прояснить ситуацию. По имеющимся оценкам, российские пчеловоды продают перекупщикам около 50% меда. Профессиональный же сектор, который теоретически мог бы составить конкуренцию посредникам, играет в российском пчеловодстве скромную роль. О кооперативах, занимающихся сбытом меда, вообще ничего не слышно.
9. Российская пчеловодная отрасль - отнюдь не круглая сирота, лишенная внимания со стороны государства. Отдельные ее структуры получают свою часть ассигнований и дотаций из федерального бюджета и помощь со стороны местных властей. Рынок меда, как и рынки других продовольственных товаров, защищен тарифными барьерами - импортными пошлинами. Действующие тарифы на мед натуральный, молоко, молочные продукты и яйца составляют 15%.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:
чтобы собрать нектар для 1 кг меда, пчела пролетает расстояние, превышающее длину экватора Земли в 11 раз! мед содержит фруктозу и глюкозу, а также ряд минералов (калий, магний, кальций, серу, хлор, натрий, фосфор и железо). Помимо этого, мед богат витаминами В1, В2, Вб, ВЗ, В5 и С. Кроме незначительного количества меди, йода и цинка, мед также содержит некоторые натуральные гормоны. Мед славится своими антибактериальными, антивирусными и противогрибковыми свойствами: мед в несколько раз ускоряет заживление ран, ожогов, язв и порезов, а также используется в качестве антисептика, мед увеличивает результативность спортивных занятий благодаря содержащемуся в нем элементу повышения работоспособности (эргогенный компонент), мед улучшает качество крови, т.к. контролирует количество свободных радикалов, мед может служить отличным заменителем сахара для больных диабетом 2 степени и людей с повышенным уровнем холестерина в крови животного происхождения - 8,7%; на изделия из хлебных злаков, муки, крахмала, молока и кондитерские изделия - 11,83%; на сахар и кондитерские изделия из него - 29,1%., мед снимает заложенность носа, улучшает пищеварение, уменьшает кашель и помогает при лечении конъюнктивита, мед - отличное седативное средство, которое следует принимать с горячим молоком, мед является сильным аллергеном: если вы поели меда, и после этого у вас появились сыпь, покраснения, отеки, одышка, рвота или понос, значит, он вам противопоказан, мед широко используется в косметологии, с его помощью можно избавиться от фурункулов, угревой сыпи и гнойных воспалений в Древней Греции бессмертие богов объясняли тем, что они питались амброзией, состоящей из меда, молока и нектара великие мыслители древности Пифагор, Гиппократ, Аристотель и др. считали, что потребление меда способствует продлению человеческой жизни в годы ВОВ Институтом пчеловодства совместно с лечебными учреждениями Москвы и Томска изучалось действие меда как лечебного средства на больных и раненых воинах. Было установлено, что даже слабый водный раствор меда не только останавливал увеличение бактерий, но и убивал особенно ощутимые потери от вступления в ВТО. А это - именно те отрасли, которые могли бы потреблять до 50% российского меда и весомую часть других продуктов пчеловодства.
В современных условиях нужно перейти от преимущественно стихийного к регулируемому рынку продуктов пчеловодства. Для этого требуется сочетать меры государственной поддержки с всемерным развитием кооперации и интеграции на всех стадиях технологической цепочки от производителя до потребителя. Несовершенство экономического механизма рынка тормозит развитие предпринимательства в отрасли. Для многих хозяев пасек проблема сбыта остается одной из самых острых.
К списку проектов