Приоритеты Севмаша - символ индустриальной мощи России
5 мая 2010 11:59ПРИОРИТЕТЫ
СЕВМАШ - СИМВОЛ
ИНДУСТРИАЛЬНОЙ МОЩИ
РОССИИ
ФГУП «ПО Севмаш» - крупнейший в России судостроительный комплекс, единственная верфь в стране, основная задача которой - строительство атомных подводных лодок. Завод с территорией свыше 300 га объединяет в своей структуре более 100 подразделений и является ведущим промышленным предприятием Архангельской обл. и градообразующим для города корабелов - Северодвинска. Однако самим своим местоположением, непосредственной близостью к месторождениям Арктики Севмаш стал важным звеном и в части экономических, природных и стратегических факторов в исследовании арктических территорий, водного и континентального шельфа, что приобретает особое значение в ходе последних достижений в области освоения района Северного полюса и исторического погружения 2 августа 2007 г. российской глубоководной экспедиции на 4300 м ко дну арктического подводного Хребта Ломоносова в рамках научного проекта «Арктика-2007».
Об этом мы беседуем с заместителем генерального директора Северного. Несмотря на то, что основным профилем этого крупнейшего российского судостроительного комплекса является строительство атомных подводных лодок, за последние 15 лет завод Севмаш освоил производство высокотехнологичной гражданской продукции и, в-первую очередь, морских платформ для разработки нефтегазовых месторождений машиностроительного предприятия - начальником производства морской техники и гражданского судостроения Валерием БОРОДИНЫМ. Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная».
- Валерий Викторович, какие платформы на данный момент строит Севмаш, чем интересны эти проекты? - По заказу ОАО «Газпром» мы строим МЛСП «Приразломная». Для норвежской компании Moss Mosvold Platforms строим две морские универсальные полупогружные платформы Moss CS-50. «Приразломная» - первая в мире платформа такого проекта. Она предназначена для разработки Приразломного нефтяного месторождения в Печорском море. Уникальность ее в том, что платформа будет работать в экстремальных климатических условиях: в паковых льдах и при температуре до -50°С. Кроме того, это очень большое сооружение: габариты кессона платформы на уровне дна 126х 126 м, высота до верхней точки факельной вышки - 120 м, вес около 110 тыс. т. Танки кессона вмещают 110 тыс. м3 нефти, есть устройства прямой отгрузки нефти на танкеры. Жилой блок рассчитан на 200 человек. Платформа предназначена для круглогодичного эксплуатационного бурения, оснащена буровой вышкой, двумя кранами, вертолетной площадкой. Крупный кессон из хладостойких сталей, применение титановых трубопроводов большого диаметра потребовали серьезных усилий в проектировании, в котором участвовали конструкторские бюро Морнефтегазпроект, ЦКБ МТ «Рубин», ПКБ «Севмаш», КБ «Коралл» (Украина), фирма KBR (Великобритания). Именно для «Приразломной» в ЦНИИ КМ «Прометей» были разработаны марки хладостойких сталей, металлопрокат был произведен на ОАО «Северсталь», на Севмаше обучены и аттестованы сварщики. Платформа Moss CS-50 относится к шестому поколению полупогружных платформ, спроектированных норвежской компанией Moss Maritime. Она имеет вид сооружения катамаранного типа, размещенное на двух понтонах, корпус поддерживают шесть стабилизирующих колонн. Габариты 118*70*40 м, вес около 15 тыс. т. Платформа строится с полным корпусным насыщением и со свободной палубой. В зависимости от назначения в дальнейшем на ней, возможно, разместить любое оборудование: добывающее, буровое, крановое, жилое. На какой стадии находится строительство «Приразломной»? Сегодня «Приразломная» уже собрана целиком и пришвартована к достроечной набережной. Технология строительства была столь же уникальна, как и сама платформа. Конструктивно морская ледостойкая стационарная платформа состоит из опорного кессона гравитационного типа и верхних строений. Кессон состыкован из четырех супер - блоков, которые построены в цехах предприятия, спущены на воду и соединены между собой на плаву по разработанной на Севмаше технологии с применением подводной сварки. Операция состыковке таких конструкций проведена впервые в мире, работа Севмаша удостоена Ломоносовской премии в номинации «Техника».
Верхние строения Приразломной» состоят из модернизированных строений бывшей в эксплуатации платформы, приобретенной для этих целей заказчиком. В 2002-2003 гг. специалисты Севмаша обеспечили перевод этой платформы из Норвегии в Кольский залив, провели сложнейшие операции по демонтажу конструкций, пересадке их на баржу, транспортировке в Северодвинск, установке на специальные понтоны-опоры для выполнения усовершенствования работ. Осенью 2006 г. проведена уникальная морская операция по сборке платформы в одну конструкцию. Технологию разработали на Севмаше. Кессон платформы был погружен на дно залива, затем с барж большой грузоподъемности с помощью 100 стапельных тележек на кессон перекатили вспомогательный модуль и конструкции верхних строений. - Как развивается сотрудничество с норвежскими компаниями? - В 2005-2006 гг. с представителями группы компаний Moss были заключены контракты на строительство двух морских платформ Moss CS-50. Понтоны первой платформы с установленными на них частями опорных колонн были построены в стапельном цехе, спущены на воду. Целиком платформа была собрана уже на плаву. Сейчас на ней завершаются сборочно-сварочные и окрасочные работы, монтаж оборудования и систем. На стапеле формируются понтоны второй платформы. Первую Moss CS-50 планируется передать заказчику осенью 2007 г., вторую - в начале навигации 2008 г. Президент компании-проектанта Moss Maritime Пер Кристенсен дал хорошую оценку работе Севмаша, отметив, что предприятие является самым подготовленным в России для строительства морских платформ. Высоко оценили качество продукции Севмаша инспекторы компании Eni Spa.
- Какими видятся перспективы развития данного направления? - Для Севмаша создание морской техники для освоения шельфовых месторождений Арктики является приоритетом в выпуске гражданской продукции. Перспективными заказами могут стать
объекты для освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения и модули завода по сжижению природного газа для месторождения полуострова Ямал. Законодательная база этой работы была заложена еще в 1996 г., когда Указом Президента РФ (№765, от 23.05.96) Севмаш, как базовое предприятие Государственного российского центра атомного судостроения, был определен генеральным подрядчиком по созданию морских нефтегазовых сооружений. Для строительства МЛСП «Приразломная» при участии ОАО «Газпром» была проведена модернизация предприятия, в которую вложены несколько десятков млн. долл. Были модернизированы корпусообрабатывающее, корпусно-сварочное и стапельное производства, электродный цех, установлено современное газо-резательное, сборочно-сварочное и окрасочное оборудование, приобретен 400-тонный плавкран, оборудованы достроечные набережные, укреплена подошва наливного бассейна, выполнено углубление заводской акватории и морского канала Северодвинска. В настоящее время Севмаш практически готов к реализации любых крупных инженерных проектов. Сегодня, например, мы, совместно с РАО «ЕЭС», активно работаем по теме «Альтернативная энергетика» - строим энергоблоки приливных электростанций. На нас «работает» и выгодное географическое положение предприятия: прямой выход в Белое море и непосредственная близость к месторождениям Арктики.
Благодарим за помощь в организации интервью руководителя пресс-службы ФГУП «ПО Севмаш» Михаила Старожилова.
К списку проектов