China-Country
8 июня 2010 14:31После многих лет относительно прохладных отношений Россия и Китай «вспомнили» друг о друге. 2006 - Год РФ в Китае. Наша страна за это время уверенно вышла на 1-е место по поставкам нефти в КНР. 2007 год - ответный, Год Китая в РФ. Скорее всего, восточный сосед также попытается максимально использовать этот повод для продвижения одной из своих самых эффективных отраслей - строительной. А российские девелоперы - получить вместе с китайскими подрядчиками дешевые кредиты из Поднебесной.
Китайский интерес.
Китай, на протяжении последних 25 лет стимулировавший приток иностранных инвестиций, сегодня страдает от их избытка. Невзирая на высокие темпы роста промышленного производства (более 16% в год), экономика страны не может эффективно справиться с зарубежным потоком «горячих денег» в $3-5 млрд. ежемесячно. Валовый объем инвестиций в основной капитал увеличивается еще большими темпами и за три квартала 2006 года, по прогнозным данным ГСУ КНР, достиг почти $910 млрд. На сектор недвижимости из этой суммы пришлось более $163 млрд. (18%), что на 24,3% больше, чем за тот же период 2005 года. Невзирая на рост доходов и, как следствие, цен на многие товарные позиции, власти страны стараются не допустить значительного подорожания жилья и коммерческих площадей. И хотя по результатам девяти месяцев 2006 года общий объем производства в строительной отрасли КНР увеличился на 24,2%, а прибыль возросла на 45,5% (до $5,79 млрд.), в сентябре, по сообщению газеты «Жэньминь жибао», впервые с 2005 года наметилось торможение роста прибыли. Что, по мнению некоторых экспертов, связано с очередным этапом борьбы с коррупцией в стройсфере, пиком которой стало смещение члена Политбюро ЦК КПК и секретаря Шанхайской парторганизации Чэнь Лянъюя, аресты нескольких крупных чиновников строительно-финансовой сферы и исключение из партии еще 11 000 человек. Помимо этого, высший исполнительный орган страны - Госсовет - официально начал политику снижения инвестиционной привлекательности китайской недвижимости. Среди самых эффективных мер борьбы с избытком денег в экономике эксперты ГСУ предложили стимулирование вывоза китайского капитала за рубеж.
Несколько лет назад, когда китайским строительным компаниям, количество которых превысило 100 000, стало тесно на местном рынке, они ринулись осваивать прилегающие территории. Одной из первых стран оказалась Индия, где активными темпами развивается инфраструктурное строительство. Однако местный рынок рабочей силы не смог удовлетворить китайские требования к квалификации персонала, а допускать китайских рабочих в безработные регионы уже не захотела Индия. В течение 1,5 лет присутствие КНР на строительном рынке было фактически ликвидировано. В настоящий момент для возврата на этот рынок рассматриваются совместные российско-китайские проекты, где китайская сторона будет предоставлять инвестиционно-технологический ресурс, а российская - свой бренд и рабочую силу.
Старт - в регионах.
С самого начала 1990-х годов, когда барьеры между нашими странами исчезли, китайские коммерсанты стали проникать на отечественный строительный рынок приграничных регионов. Сперва это были сезонные рабочие и поставки дешевых стройматериалов, затем, с увеличением присутствия капитала из Поднебесной, начали приобретаться торговые площади и жилье. Значительная дельта между стоимостью готовой недвижимости и затратами на ее создание подвигла граждан КНР на развитие строительной индустрии на российской территории. Сегодня на Дальнем Востоке и в Сибири работает несколько десятков компаний, открытыми выходцами из Срединной империи. В этих компаниях и их местных отечественных конкурентах трудится более 15 000 жителей Северо-Западного Китая, возводящих ежегодно 150 000-300 000 кв. м. Лидерами в привлечении реальных китайских финансов в строительство также остаются федеральные округа, граничащие с КНР. Объемы уже сделанных вложений в недвижимость региона превышают такие же показатели по Москве и Санкт-Петербургу. По прогнозным данным фонда «Наш соотечественник», для Москвы и Санкт-Петербурга эта цифра составила приблизительно $100 млн., а для всех остальных регионов она на $50 млн. больше. В среднем китайские инвестиции составляют $5 млн. на регион, максимальные размеры для приграничных регионов - $20 млн.
Хотя региональные отношения с КНР в основном развиваются в подрядно-строительной плоскости, появился и первый опыт непосредственного привлечения местными властями китайских финансов. 10 ноября между Администрацией Сахалинской области, ВЭБ и «Государственным банком развития» Китая было подписано соглашение о сотрудничестве. По этому уникальному для РФ документу ГБР откроет кредитную линию и при посредничестве ВЭБ будет участвовать в инвестиционном развитии региона. На первом этапе все внимание будет обращено на строительных проектах, социальных объектах и развитии транспортной инфраструктуры.
Одним из стимулов привлечения в государственное строительство китайских подрядчиков стал национальный проект «Доступное жилье».
Пристальное внимание со стороны федеральной власти заставило местные администрации изыскивать средства удешевления строительства, уменьшения по нему коррупционных издержек и платы за неквалифицированный менеджмент. Так, по словам заместителя главы Администрации Иркутской области Сергея Воронова, в ноябре были подписаны соглашения между Иркутским региональным ипотечным агентством и «Шэньянской внешнеэкономической строительной компанией» о строительстве в городе жилого комплекса «Иннокентьевская слобода» (70 000 кв. м). Для администрации было критично удержать стоимость квадратного метра в пределах 16 000 рублей, а этого гораздо проще достигнуть, пригласив китайского подрядчика. Очень часто китайские компании рассматриваются регионами как исполнители сложных проектов. Например, расселение ветхого жилья и строительство объектов на территории воинских частей по заказу местной власти осуществляет харбинская корпорация по освоению и строительству «Восток».
Регионы Центральной РФ также стараются не отставать от наметившейся тенденции. По сообщению пресс-службы Администрации Тверской области, в ходе визита в КНР губернатора Дмитрия Зеленина была достигнута договоренность с корпорацией Ronghua Group (ежегодно строит в Китае более 1 млн. кв. м жилья) о строительстве микрорайона «Московский сад». При этом Ronghua Group выступит не только подрядчиком, но и инвестором жилья для 8500 тверских семей. В качестве бонуса компания предполагает построить в Андреапольском районе Тверской области цементный завод, который будет снабжать материалами эту и другие стройки.
Инвестиции в столицы.
Невзирая на то, что основная масса китайских компаний трудится на нашем Дальнем Востоке и в Сибири, внимание отечественного бизнеса приковано к действиям инвесторов из Поднебесной в столичных регионах. Первые инвестиции в московскую недвижимость были осуществлены еще в конце 90-х годов прошлого века. Китайцы хотели построить в Москве свой бизнесцентр, на что госорганизации Поднебесной выделили $60 млн.
Однако найти достойное помещение оказалось не так то просто, и в результате ограничились покупкой торговых площадей. Китайское предприятие «Центр развития торговли и управления инвестициями в Европе» приобрело здание по адресу: Новослободская улица, д. 4, - где сейчас находится торговый центр «Дружба». Тогда же было выкуплено помещение на Новом Арбате, но сделка оказалась неудачной, и впоследствии китайцы от этой недвижимости избавились.
С 2005 года «Центр развития торговли и управления инвестициями в Европе» приступил к строительству неподалеку от «Шереметьево-1» китайского таможенного терминала, которым непосредственно занимается специально учрежденная дочерняя компания - ООО «Торгово-выставочный центр китайских товаров», опирающееся на поддержку Госкомимущества и Министерства торговли КНР. Открывшийся в августе терминал «Дружба» включает в себя склад временного хранения, свободный склад, офисы и зону таможенного контроля. По мнению генерального директора «РКЦИнвест» Арама Акопяна, главной целью этой инвестиции, оцененной в $46 млн., было не столько получение прямой экономической отдачи от вложения, сколько устранение аналогичных для РФ проблем с таможенными органами.
Сейчас официально известно еще о двух крупных строительных проектах, полностью финансируемых китайской стороной: «Парк Хуамин» в Москве (200 000 кв. м, объем инвестиций - $300-350 млн.) и «Балтийская жемчужина» в Санкт-Петербурге (более 1,4 млн. кв. м, объем инвестиций - $1,25-1,31 млрд.). Остальные же частные российско-китайские взаимоотношения носят пока характер соглашений о намерениях, и судьба их туманна. Например, инвесткомпания «Пантикапей» в октябре подписала в Пекине соглашение с «Первой строительной компанией» провинции Цзянсу (ежегодно возводит 5 млн. кв. м) о строительстве в Ленобласти многофункционального комплекса стоимостью около 650 млн. В рамках проекта «Евразия» в Осиновой Роще на территории 200 га планируется построить 750 000 кв. м жилой недвижимости, торговых и складских площадей, а для этого ввезти в страну более 1000 китайских рабочих. Однако, по прогнозным данным «СПАРК-Интерфакс», «Пантикапей» создана в 2004 году, а в 2005 году ее убыток составил 148 000 рублей.
Местные провайдеры.
Провайдерами китайских строителей становятся и компании, ведущие активную внешнеэкономическую деятельность с КНР. Так, «Объединенная промышленная корпорация» планирует нанять китайского подрядчика для возведения на Васильевском острове в Петербурге (на площадях, освободившихся после перевода мощностей Балтийского завода на «Северную верфь») жилого комплекса. Для финансирования этого строительства планируется привлечь кредиты «Банка Китая» и «Государственного банка развития» Китая.
Еще одним проектом в столице с привлечением китайских подрядчиков может стать строительство бизнес-центра «Астана», возводимого в рамках соглашения между правительством Москвы и Акиматом Астаны «О сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарно-культурной областях». Аналогичный центр в Астане возводит компания «Интеко» силами «Всекитайской инженерно-строительной корпорации».
Mirax Group, привлекшая для московского строительства «Китайскую государственную инженерно-строительную компанию», планирует расширить с ней сотрудничество до инвестиционного уровня. По мнению исполнительного директора Mirax Group Дмитрия Андреева, между компаниями заключен договор об эксклюзивном сотрудничестве. Согласно этому документу, китайская корпорация не имеет права строить на территории РФ, не предложив Mirax Group стать партнером в проекте. По мнению ответственного секретаря китайской части фонда «Наш соотечественник» Чжана Ли, согласие на подобное самоограничение нетипично для китайской компании, работающей на иностранном рынке. И в свою очередь должно быть компенсировано значительными и эксклюзивными преференциями, например участием в прибыли.
Хотя, по мнению экспертов ББ, китайский подряд и китайские инвестиции практически неразделимы. «Китайцам нужно расширять присутствие своих строительных компаний в РФ. Поэтому зачастую вместе с китайским подрядом, пригласив в проект строителей, отечественный девелопер может рассчитывать и на привлечение дешевых - под 7-9% годовых - кредитов из Поднебесной», - объяснил ББ Чжан Ли.
Аэропорты и магистрали.
Тема инфраструктуры - одна из самых животрепещущих как для РФ, так и для нашего юго-восточного соседа: Китай является основным потенциальным потребителем трансконтинентальных транспортных коридоров. Что касается действующих аэропортов и приграничных дорог, то их сравнение с китайскими аналогами заставляет направлять до 70% товарооборота с КНР через Амстердам и Финляндию. Поэтому китайская сторона проявляет неподдельный интерес к инвестированию в объекты российской транспортной инфраструктуры. Таким образом, по заявлению губернатора Иркутской области Александра Тишанина, китайский «Государственный банк развития», финансирующий строительство и реконструкцию 90% аэропортов в КНР, готов проинвестировать возведение вокзального, привокзального комплексов и грузового центра нового городского аэропорта. А председатель Госкомитета по делам развития и реформ Ма Кай на встрече с российским министром транспорта Игорем Левитиным заявил, что Китай заинтересован в участии в проекте строительства скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург и рассматривает возможность участия в возведении контейнерного терминала в морском порту Мурманска.
За строителями - заводы стройматериалов.
Следом за китайскими строительными компаниями и технологиями из КНР идут стройматериалы. Невзирая на их изначально низкую стоимость и приемлемое качество, транспортировка из-за рубежа и таможенная «очистка» делают некоторые категории материалов «золотыми». Поэтому в регионах, где активно работают китайские строители, через некоторое время начинается строительство и китайских заводов стройматериалов. Например, в 2005 году на заседании Международного комитета по сотрудничеству между Хабаровском и Харбином кроме протоколов о развитии жилищного строительства было заключено соглашение о строительстве в городе силами китайской стороны завода по производству кирпича. Тверская администрация планирует в этом году строительство стекольного завода в Фировском районе стоимостью $80 млн. Финансирование проекта планируется осуществить за счет кредита «Китайского экспортно-импортного банка», а генеральным подрядчиком привлечь «Китайскую государственную инженерностроительную компанию».
Во время ноябрьской встречи президент Ассоциации строителей РФ Николай Кошман и президент Ассоциации строителей Китая Чжэн Ицзюнь подписали соглашение о намерениях по развитию строительного сектора, закупки российской стороной строительного оборудования и строительных материалов, а также возможности строительства новых заводов для производства этих материалов. Итогом встречи стало заключение инвестиционных соглашений на сумму в несколько миллиардов долларов.
Итого.
Сейчас количество всех реализуемых с участием китайского капитала инвестиционных проектов составляет 657, а объем китайских контрактных инвестиций составил $320 млн. (общая сумма - $977 млн.) из $20 млрд. всех прямых зарубежных инвестиций, сообщил «Интерфаксу» отечественный вице-премьер Александр Жуков. Главным образом же сотрудничество идет в сфере подрядного строительства и трудовых договоров. Согласно статистике Министерства коммерции Китая за 2004 год, общая стоимость таких контрактов с Россией составила $4,892 млрд. (17,89% от общей стоимости всех зарубежных подрядов), из них уже выполнено работ на $2,253 млрд. Такое положение, несмотря на явный диссонанс с возможностями наших стран, фактически указывает на потенциал развития инвестиционного сотрудничества. К 2010 году КНР планирует увеличить все иностранные инвестиции до $60 млрд. (из них в Россию - более 25%) и на $25 млрд. поставить рабочей силы. Для реализации этих планов КНР максимально использует Год Китая в РФ.
К списку проектов