Успеть за рынком
12 августа 2010 13:20Москва ограничивает прибыль инвесторов в свою пользу.
Сегодня девелоперов волнует не столько методика расчета доли города, сколько введенная предыдущей осенью плата за подключение к электричеству.
Руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Марина Оглоблина считает, что самым тяжелым для инвесторов станет 2007 год.
- 7 ноября 2006 года была опубликована новая методика определения расчетного платежа, выплачиваемого инвестором городу за право реализации инвестконтрактов по жилью. Чем отличается эта методика от опубликованной в августе 2003 года?
- Были определенные правила, по которым город строил свои взаимоотношения с инвесторами. Однако ситуация изменилась в связи с принятием нового Земельного кодекса. Назначение старой методики - определение размера обязательного платежа инвестора за социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру. А новая методика предназначена для оценки городскими службами экономики проекта. Мы отошли даже от названия «компенсация доли города за...» и при подготовке данной методики ставили для себя задачу в первую очередь посчитать доходность земли, возможность ее наилучшего использования и внести изменения, которые не были учтены в предыдущей версии документа. Это не обязательный платеж, это возможные дополнительные затраты, которые инвестор может профинансировать, сохраняя нормальную для себя рентабельность. По сути - переложенная на язык формул стоимость земли.
- Введение методики 2003 года увеличило долю города в 2-3 раза. По словам девелоперов, этот факт (в числе многих других) повлиял на стоимость жилья для покупателей. Может ли сейчас, с введением новой методики, произойти аналогичный скачок цен?
- Нельзя согласиться с тем, что введение старой методики повлияло на цены. Сама по себе методика предполагает, что мы исходим из сложившейся рыночной цены, а не увеличиваем ее. Мы определяем размер дохода инвестора, остающегося после всех платежей, исходя из реальной цены продажи. Речь идет о перераспределении прибыли. Отметим, новая методика не дает заметного увеличения платежей, мы постарались, чтобы она просто соответствовала нынешнему моменту. Каждые полгода она должна актуализироваться, учитывая изменение цен на рынке, в том числе по городским кварталам. Стоимость земли в конкретном районе меняется с приходом туда капитала и увеличением спроса. Капитал ищет ту нишу, где он может получить наибольшую прибыль. И новая методика помогает увидеть, какие районы действительно стали дороже, а какие при этом подешевели. Я считаю, что мы сделали достаточно корректную методику, потому что если бы обременения по проекту потребовали от инвестора увеличения цены продажи, то квартиры просто перестали бы покупать. И тогда можно было бы говорить об экономической ошибке и о явном нашем просчете. Ситуация, когда спрос поглощает предложение (а именно такая ситуация сложилась сейчас на столичном рынке), означает, что рента подсчитана корректно. Нет в Москве квартир, которые не находят сейчас своего покупателя.
- Как ДЭПР рассчитывает долю города по нежилым объектам? - Официально утвержденной методики нет. Повторю - официально утвержденной. Но вообще методика есть. Она выстроена по тем же принципам, что и методика по жилью: точно так же считается бизнес-план проекта, оценивается стоимость земли и вносится сумма, которую инвестор может отдать городу. Как бы ее ни называли - доля города или что-то еще, это в любом случае платеж за землю.
- Почему она не утверждена?
- А почему она вообще должна быть утверждена? Она есть, она известна инвесторам, которые все привязывают к методике по жилью, и пока проблем у нас не возникало. Мы старались сделать эту методику прозрачной, чтобы любой инвестор мог просчитать все самостоятельно и понять, как платеж городу сказывается на доходности предполагаемого проекта. Я считаю это обязательным условием. Пусть нас проверяют, пусть с нами спорят, мы нормально относимся к этому.
- А как поступает ДЭПР в ситуациях, когда мэр столицы Юрий Лужков дает указание пересчитать долю города, которая, с его точки зрения, слишком мала для проекта? Там было, к примеру, на общественном совете, когда обсуждали проект строительства комплекса на месте трамвайного депо имени Апакова. По какой методике вы пересчитываете ее в данном случае?
- Вы удивитесь, но по той же. Мы просто вводим зависимость доли города не только от начальных параметров объекта, но от его итоговых объемов. Однако был период, еще до принятия Градостроительного кодекса, когда доля города могла считаться без наличия окончательной документации (того же акта разрешенного использования). Инвесторы ведь тоже люди непростые. Они выпускают документ на строительство 10 000 кв. м, однако «за время пути собака могла подрасти». У некоторых она «подрастала» существенно - в 2-2,5 раза. На Шаболовке, например, была как раз такая ситуация: когда предварительно считалась часть города, там предполагались немного иные объемы. Кстати, именно поэтому методика индексируется раз в полгода.
- И этого, с вашей точки зрения, достаточно?
- Мало. В предыдущем году точно было мало, мы не успели за рынком. Мы сначала отменили коэффициент 0,7, который вводили в 2005 году, когда банки перестали давать строителям деньги. Цены прекратили расти, продажи зависли, и, соответственно, инвесторы перестали строить. До банковского кризиса дело не дошло, но проблемы были. И чтобы инвесторы не ушли из данной ниши, мы ввели понижающий коэффициент 0,7. Когда цены начали расти - мы отменили это поощрение. Поэтому методика в предыдущем году пересматривалась дважды. Однако от того момента, когда мы просчитываем долю города, до выпуска распорядительного документа проходит определенный период времени. И если за это время что-то меняется в законодательстве (например, увеличиваются нормы по машиноместам), инвесторам приходится пересматривать свои проекты. Или возьмем иную ситуацию. В предыдущем году наши коллеги-энергетики не выдавали техусловий - и инвесторы не могли строить.
- Кстати, часто ли инвесторы оспаривали в суде рассчитанную ДЭПР долю города?
- Такого пока, к счастью, не было. На самом деле инвесторы, имеющие вопросы, приходят к нам. Мы объясняем свою позицию, где-то идем на компромисс, и, как правило, они с нами соглашаются. Здесь тяжело что-то решить административно, так как деньги принадлежат инвестору. Если он захочет построить - построит, нет - это его право. Собственник тем более никому ничем не обязан и может выбирать период, когда будет строить. И если мы не придем к компромиссному решению, объемы строительства в Москве неожиданно снизятся.
- Собирается ли Москва узаконить долю города согласно федеральному законодательству?
- Нам ничего узаконивать не надо. Мы полностью соблюдаем законы. По старым инвестконтрактам ничего меняться не собираемся. И вообще, что такое инвестиционный контракт? Это просто форма гражданско-правовых отношений. Я вам предложила - вы согласились. Когда стороны подписывают гражданско-правовой договор, это их обоюдная воля. В нашем случае - воля инвестора контракт подписать или не подписать. Что касается новых проектов, то в декабре 2006 года вышло постановление Правительства Москвы об изменении порядка подготовки и реализации инвестконтрактов. Оно приводит городскую нормативную базу в соответствие с изменившимся федеральным законодательством.
- Как будет решена проблема, тревожащая сейчас всех инвесторов, - введение так называемой платы за присоединение к электросетям? Ведь техусловия не выдавались, многие проекты зависли.
- Это не только московская проблема. Не знаю, сколько субъектов на сегодня ввели плату за присоединение, этот процесс уже идет по стране, и достаточно активно. ФЗ №210 действует, и Москва с 1 октября предыдущего года тоже ввела такую опцию. У нас остался определенный объем контрактов, по которым не были получены техусловия по старой схеме бесплатных подсоединений энергоснабжения объектов. И сейчас, когда инвесторы обращаются за техническими условиями в «Московскую городскую энергетическую компанию», они получают договоры на платное присоединение. Однако в случаях, когда город брал на себя обязательства по строительству инженерии, расходы инвесторам будут возмещены. На данный момент мы прорабатываем механизм компенсации.
- Как будет действовать этот механизм?
- Плата за присоединение складывается из нескольких частей. За свои деньги инвестор должен получить в обусловленный срок возможность подключения объекта к электричеству по постоянной схеме. И энергетики в договорах должны это гарантировать. У инвесторов возникают вопросы по земельным участкам для прокладки сетей. Однако они не должны иметь проблем ни с разработкой проекта, ни с получением мощностей от энергетиков - «Московской городской сетевой компании», ни с физическим выполнением работ. Данная система действует во всем мире. Застройщик обращается в компанию, платит деньги, и к определенному часу к его объекту подводится вода, электроэнергия и т.п.
- Но у инвесторов все равно остается очень много вопросов.
- Да, это сейчас одна из самых сложных проблем в городе. Но этот путь надо пройти. У тех инвесторов, в проектах которых город взял на себя инженерию, оплата за присоединение состоит из работ, всегда считавшихся внутриплощадочными и всегда осуществлявшихся за счет инвесторов, - строительства трансформаторной подстанции и прокладки распределительных кабельных линий. Эта часть платы за присоединение составляет примерно 13% от общей стоимости 1 киловатта. Если за один киловатт напряжения надо платить 45 000 рублей без НДС, то часть, относящаяся к внутриплощадочным работам, составляет, по нашим расчетам, около 6000 рублей, это всегда были затраты инвестора. Остальные затраты - 39 000 рублей плюс НДС - по тем контрактам, где город взял на себя обязательства, - город должен компенсировать инвестору, и такой документ мы сейчас готовим. Речь идет о тех контрактах, которые уже заключены.
- А по новым контрактам?
- По этим контрактам, а также по документам, которые мы готовим для конкурсов, и по тем проектам, где собственники реализуют свои инвестиционные намерения, мы сразу этот платеж будем засчитывать. Так как эти расходы объективно ухудшают экономику проекта. Платеж уменьшает для нас сумму ренты, или платы за землю, которую мы могли бы получить. Мы уменьшаем объем средств, взимаемых с инвестора, на сумму, которую он должен будет заплатить энергетикам. Введение платы за подключение было вынужденной мерой - мы все помним трагические события мая 2005 года, когда у нас случилась авария на подстанции «Чагино». Мы знаем, что в городе не хватает мощностей, что 85 питающих центров были ограничены энергокомпаниями для новых присоединений. Затраты на решение данной проблемы за три года составят примерно 170 млрд. рублей. Эти средства будут изыскиваться энергокомпаниями, в том числе и за счет кредитов. Тут, конечно, очень важно, чтобы все сыграли честно. В первую очередь свои обязательства по своевременной поставке потребителям электроэнергии должны выполнить энергетические компании.
- Когда эту проблему получается решить?
- Самым тяжелым, на мой взгляд, будет этот год. Со следующего процесс пойдет уже более технично и размеренно. Почему? В предыдущем году энергетики не имели технологической возможности выдавать техусловия. И такое положение сохранялось достаточно долго. Большинство компаний вынуждены были строить и проектировать, не понимая, как и где они возьмут электроэнергию. Поэтому сейчас московским сетевым компаниям и «Мосэнерго» придется приложить значительные усилия для того, чтобы в короткие сроки решить задачу по подключению всех объектов ввода 2007 года. Это серьезная задача, но поскольку мы все взяли на себя обязательства, мы все должны это сделать. Не нужно страхов и ажиотажа, просто надо выработать правила игры и спокойно пройти этот путь.
К списку проектов